Режиссер: Асгар Фархади
Иран, Франция, 2016
Асгар Фархади — самый известный иранский режиссер с талантом международного масштаба, признанный во всем мире, обладатель наград всех крупнейших фестивалей класса «А» и включенный журналом Times в сотню самых влиятельных людей мира в 2011 году.
Новый фильм Фархади «Коммивояжер» уже получил две пальмовые ветви «Каннского фестиваля» (за лучшую мужскую роль и лучший сценарий), был номинирован на «Золотой глобус» в категории «Лучший иностранный фильм» и вошел в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Новая работа оригинальным образом сочетает в себе все характерные черты почерка мастера. Во-первых, это снова камерная история молодой семьи, но теперь трагическим образом пересекающаяся с судьбой еще одного семейства. Во-вторых, речь в картине идет о современных жителях Ирана, и, как уже неоднократно отмечали критики, замкнутая на себе и полная мифов страна здесь открывается с новой стороны — как место проживания европейских по сути людей, ментально нам очень близких. В-третьих, это сильнейшая психологическая драма, затрагивающая множество важных тем, универсальных для всех стран и национальностей: близости и жестокости, доверия и стыда, границ отношений и человеческого милосердия. Картину пронизывает и детективная линия, что делает зрелище еще более напряженным. Эксперты отмечают, что режиссер достиг нового уровня мастерства в нагнетании саспенса и проводят параллели с лентами Хичкока, Ханеке, Антониони.
Лекция перед показом:
«Коммивояжер» Асгара Фархади стал одним из главных триумфаторов прошлогоднего Каннского фестиваля: картине достались награды за лучший сценарий и лучшую мужскую роль. И это не первый успех иранского режиссера. В 2009 году его драма «История Элли» завоевала приз за режиссуру на Берлинале, а в 2011 –– «Развод Надера и Симин» получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, хотя пессимисты считали, что существующие между странами противоречия не позволят американским киноакадемикам наградить ленту из Ирана.
Но в том-то и дело, что работы Фархади – это не «восточная экзотика». Рассказывая о своих героях, которые часто разрываются между консервативными традициями и страстным желанием личной свободы, между давлением общества и индивидуализмом, он ставит перед зрителем зеркало, в котором свое отражение видит каждый, вне зависимости от места рождения. Он беспощаден: его персонажи задают вопросы, на которые нет ответа, и пытаются решить этические проблемы, которые не имеют «правильного» решения.
О творческом пути режиссера, о его месте в контексте современного иранского кино и о его новом фильме перед сеансом расскажет кинокритик Ксения Реутова.