Александринский театрАлександринский театрАлександринский театр

 English version

На главную Карта сайта Обратная связь Добавить в избранное

               






Музей русской драмы

Интернет-магазин

Александринского театра

Генеральный спонсор

Сбербанк России









Репертуар

ЛИТУРГИЯ ZERO (16+)

переложение для театра А.Завьялова и В.Фокина

Купить билеты

Постановщики: Валерий Фокин

Алексей Иванович - Антон Шагин. Фото Павла ЮриноваСпектакль
народного артиста России,
лауреата Государственных премий России
Валерия ФОКИНА

Сценография и костюмы
заслуженного художника России, лауреата Государственной премии России
Александра БОРОВСКОГО

Музыка
лауреата Государственной премии России
Александра БАКШИ

Художник по свету - заслуженный деятель искусств России
Дамир ИСМАГИЛОВ

Музыкальный руководитель спектакля, ассистент режиссёра - заслуженный артист России
Иван БЛАГОДЁР

Ассистент музыкального руководителя - Инна АНДРЕЕВА

Пластика - Игорь КАЧАЕВ

Помощник режиссёра - заслуженный работник культуры России Людмила ФИЛИППОВА, Лана ИВАНОВА.

В основу постановки легло одно из самых известных произведений Ф.М. Достоевского - роман «Игрок». Достоевский – один из тех авторов, с которыми неразрывно связана творческая жизнь Валерия Фокина. В 1968 году его дипломным спектаклем в Щукинском училище стала «Чужая жена и муж под кроватью», потом он обращался не раз и к «Запискам из подполья», и «Бобку», а в Александринском театре до сих пор идет выпущенный в 2005 году «Двойник». Для Валерия Фокина обращение к одному из самых эффектных и острых произведений Достоевского, к «Игроку» тоже не случайно. Логика творчества, логика артистической судьбы ведет этого режиссера к претворению на Александринской сцене самого, пожалуй, злободневного на сегодняшний день произведения Федора Михайловича Достоевского. Тема игры, тема рулетки, порабощающей человека, заставляющей его изменить всему лучшему в себе самом становится ключевой для всего спектакля. Литургия «ZERO», истовое служение нулю, пустоте, фикции, неминуемо приводит к распаду человека как личности: об этом писал Достоевский в «Игроке» - одном из самых автобиографичных своих произведений и об этом же размышляет в своем спектакле Валерий Фокин.

Действующие лица и исполнители:

Алексей Иванович

Антон ШАГИН (артист Московского театра "Ленком")

Александр ПОЛАМИШЕВ

Полина

Александра БОЛЬШАКОВА

Мария ЗИМИНА

Мистер Астлей

н.а.России Игорь ВОЛКОВ

Александр ЛУШИН

Генерал

н.а.России, лауреат Государственной премии России Сергей ПАРШИН

Де-Грие

Тихон ЖИЗНЕВСКИЙ

Мадемуазель Бланш

Олеся СОКОЛОВА

Бабушка

н.а.России Эра ЗИГАНШИНА

Игроки:

 

 

 

 

 

 


Потапыч:

Сергей ЕЛИКОВ

Валерий СТЕПАНОВ

Василиса АЛЕКСЕЕВА

Елена ВОЖАКИНА

Иван ЕФРЕМОВ

Полина ТЕПЛЯКОВА

Виктор ШУРАЛЁВ


Сергей СИДОРЕНКО

Андрей МАРУСИН

Крупье

Виталий ГОЛОВКИН (солист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии)

Сергей ДЕНИСОВ (студент Российского государственного института сценических искусств)

Алексей Иванович в детстве

Миша БЕЛЯВСКИЙ

 Музыканты:

Филипп БАЯНДИН, Тимофей ГАВРИЛОВ, Дмитрий ЗОТИНИгорь МАМАЙ,
Андрей ОГОРОДНИКОВ, Антон ПОПОВ, Александр ЩЕРБАКОВ

 

Продолжительность спектакля 1 час 40 минут. Спектакль идёт без антракта.

Премьера - 10 ноября 2012 года

Пресса о спектакле:

1. Григорий Заславский. Бабушка не спасёт, заграница не поможет // Независимая газета. 12.11. 2012 г.
2. Дмитрий Циликин. "Игрок" в Александринском театре: в действии пустом // Ведомости. 14 ноября 2012 г.
3. Ольга Егошина. О свойствах страсти // Новые известия. 14 ноября 2012 г.
4. Татьяна Джурова. Ставьте на зеро! // Вечерний Петербург. 15 ноября 2012 г.
5. Олег Кармунин.  Валерий Фокин обнулил Достоевского // Известия. 15 ноября 2012 г.
6. Гюляра Садых-Заде. Воспитание искусством // Петербургский театральный журнал. Блог. 13 ноября 2012 г.
7. Дмитрий Циликин. Обнуление // Деловой Петербург. 16 ноября 2012 г.
8. Елена Герусова. Александринская рулетка // Коммерсантъ. № 217 (5002). 16 ноября 2012 г.
9. Артур Соломонов. Достоевский, деньги и мы // Полит.ру. 18 ноября 2012 г.
10. Ирина Корнеева. Обнажённая натура // Российская газета. № 266 (5939). 19 ноября 2012 г.
11. Екатерина Павлюченко. "Игрок" Достоевского играет и выигрывает // Невское время. 22 ноября 2012 г.
12. Жанна Зарецкая. В круге первом: "Литургия ZERO" в Александринке // Фонтанка. ру. 21 ноября 2012 г.
13. Жанна Зарецкая. Русская рулетка по Достоевскому и Фокину // Афиша. 28 ноября 2012 г.
14. Лилия Шитенбург. Ставка больше, чем жизнь // TimeOut - Петербург. Декабрь 4-17. 2012 г.
15. Елена Чукина. Центростремительная сила //PRO-сцениум. № 19 - 20 (141 - 142), декабрь 2012 г.
16. Евгений Соколинский. Ставки сделаны! // Страстной бульвар. № 4-154/ 2012 г.
17. Марина Токарева. Время ставит на ZERO и поет гимн суете // Новая газета. 08. 02. 2013 г.
18. Наталья Скороход. Житие учителя Алексея // Петербургский театральный журнал. № 1 (71). 2013 г.
19. Ольга Чепурова. Центри-фуга "ZERO" //Театральная жизнь. № 1 (1012). 2013 г.

20. Жанна Зарецкая. Сны смешного человека // "Театр", 2013 г.

21. Антон Шагин: "Достоевский - хитрый автор!" // Театрал. 2013 г., окт.

Спектакль создан при финансовой поддержке Министерства культуры России
и Северо-Западного банка Сбербанка России

Сцена из спектакля. Фото Павла Юринова

Сцена из спектакля. Фото Павла Юринова


Отзывы
  • Имя: Елена
    Речь я заведу вот о чём. Премьера спектакля состоялась осенью 2012-го года. Я на ней была. Потом я пришла вторично, в 2013-ом году. Главную роль в спектакле играл Антон ШАГИН. Широко играл, с драйвом. Энергетика у Антона ШАГИНА такова, что ею можно кипятить котлы. Но мне он, ШАГИН, мешал в этом спектакле, для меня понятном, необычайно. Мешал тем, что, при всём внешнем накале, был внутренне для меня пуст. Я дала этому определение: «кафешантан». Не более. Посему я очень ждала, когда же на сцену в этой роли выйдет актёр Александринки Александр ПОЛАМИШЕВ. И вот – свершилось! Дождалась… 28 марта 2015-го. Я – на спектакле. Причём, роль Полины тоже играла другая актриса, Мария ЗИМИНА, тогда как на премьере Полиною была Александра БОЛЬШАКОВА. (В скобках замечу, что никогда нельзя судить спектакль по премьере. Премьера – это ещё сырец. «На ноги» спектакль встаёт окончательно только на публике. И в 2013-ом году уже я и увидела прекрасный спектакль, мешал лишь Антон ШАГИН.) Итак. Это присказка… а сказка… сказку начинаю. Я не знаю, когда точно Александр ПОЛАМИШЕВ начал играть на сцене эту роль. Но он очень уверенно держался, играл именно то, о чём Валерий ФОКИН говорил ещё до выхода спектакля: трагедию молодого человека 22-х лет именно. Поначалу... пока не ощутил зал, был немного скован, а потом - ууууххх! Жаль, что я сидела в ярусе. Жаль... Но что уж тут. Приду ещё раз. Сказываю далее. Мария ЗИМИНА в роли Полины оказалась для меня никакой. У Александра ПОЛАМИШЕВА со всеми персонажами дуэты получились, но с Полиной - пролёт. Полный. И куда делась мизансцена с обнажением Полины? Мне её уже не хватало категорически, потому что БОЛЬШАКОВУ-Полину в её нагой беззащитности было бесконечно жаль. Сказание следующее – картинка с натуры. Со мною сидела в ложе пара, девушка с молодым человеком. Из их разговора я поняла, что девушка уже видела спектакль. Я её об этом спросила, разговор завязался. На троих разговор. Девушка видела спектакль с Шагиным. Я сказала, что Шагина-то и не будет, будет Поламишев. Этим я, кажется, девушку огорчила, ибо для них обоих Шагин - это "Стиляги". А потом заговорили о Полине. И я по описанию подумала, что моя соседка видела уже Зимину. Потому как описывала девушка "девочку, которая ей очень понравилась" так: она высокая, худенькая, с такими рыжими волосами... Ну, высокие и худенькие они обе, что Зимина, что Большакова, но последняя никоим образом не "рыжая". Она светло-русая. Окончился спектакль. Я спрашиваю соседку, признала ли она Полину. Та мне и отвечает, что нет, была другая! Другая была, та была гораздо лучше, а эта не нравится! На что я отвечала, что теперь всё мне понятно, нравилась вам Александра Большакова, а это - Мария Зимина. И она мне тоже здесь не нравится. Но почему же у вас Большакова получилась рыжею? Девушка пожала плечами, сказала, что так ей запомнилось. И мне показалось, что у моей соседки тоже стряслось недоумение по поводу отсутствия сцены с обнажением Полины. Короче, девушка эта была... в разочаровании. Ни Шагина, ни той Полины, что ей нравилась. Сказание последнее. Дорогие и уважаемые зрители! Мы такие все инакие, у нас такие разные глаза, опыты, пристрастия… Что кому-то «здОрово», другому – «фи». Одному – восторг, другому – мучение. Смотрим мы один спектакль, а видим – разные. И сколько по этой причине подчас возникает склок и драк – Мельпомена меня помилуй… Помилуй, Мельпомена… И будь добра к нам, Талия…
  • Имя: Елена E-mail: LitaDia@yandex.ru
    Потрясающе!!! Великолепная интерпретация!
  • Имя: Анжелика
    Моему зрительскому эгоизму жаль, что не увидела дуэта Шагин-Зиганшина. Думаю, нет, даже уверена, что это совершенно другой спектакль - с другими акцентами. К сожалению, игра М.Зиминой не откликнулась в моём зрительском восприятии. Только Эра Зиганшина была шикарна и бесподобна в этот вечер! Только она играла в Достоевского! А.Поламишев немножко перетянул нерв ничтожного, испуганного, но пытыющегося вырваться, человека. М.Зимина была чрезмерно и наигранно холодна. У них не было главного - азарта! Азарта по Достоевскому. Это спектакль со своей непростой философией и это закономерно и понятно, у Фокина иначе не бывает. Что наша жизнь? Литургия ЗЕРО...
  • Имя: Пуздряк Петр Дмитриевич E-mail: hirurg495@yandex.ru
    Прекрасный спектакль! Несколько изменен и дополнен режиссером-гением, есть фрагменты модерна. Вызывает бурю эмоций, смешанных чувств и восторг ! Игра актёров на высоте! Спасибо за громадное удовольствие :) Удачи Вашему и нашему замечательному Александрийскому театру ! С Уважением, врач сердечно-сосудистый хирург П.Д. Пуздряк
  • Имя: Ирина
    Замечательный спектакль. Очень понравился Шагин.
  • Имя: Галина E-mail: nikolaeva_galina@bk.ru
    Спектакль прекрасный. Мне очень нравится как Фокин ставит Достоевского Ф.М., хотя, признаюсь, смотрела только Литургию и Двойник. Оба произведения вызывали во мне такие же чувства. Видимо мы с Фокиным одинаково читаем Федора Михайловича. Но я точно знаю, что каждый, читая, видит что-то свое. Не спешите ругать. Так бывает.
  • Имя: Светлана E-mail: kossv08@mail.ru
    УЖАС! УЖАС! УЖАС!!!!! Кому понравился этот спектакль, могу только посочувствовать тому, что вы, вероятно, давно не ходили на хорошие спектакли с хорошей постановкой. Не советую ходить на этот спектакль!!! Настолько испохабить произведение - это надо было очень сильно постараться. Невнятная речь актеров, которые бурчат себе что-то в стулья, не дает первый час уловить хоть какую-то мысль. Легко можно было обойтись и без сексуальных сцен, особенно со снятием трусиков. Где финал? зачем мальчик проехал на стуле с песней? что вы этим хотели сказать? Мое мнение такое, что в наш век кино и телевидения зрители должны ходить в театр, для того, чтобы задуматься над чем-то очень глубоко. Спектакль должен зацепить зрителя мыслью, наполнить ею всю его душу.Чтобы спектакль вызвал эмоции или любви или жалости или сочувствия или злости... А после этого спектакля у меня возникло чувство пустоты, и мысль, что можно только ходить в казино и, не имея средств за душой, в итоге выиграть, если не сдаваться очень долгое время. Мне кажется, что спектакль должен был вызвать отвращение к игромании и сочувствие к сумасшедшим игрокам - этого не произошло... Но это мое мнение. Скажу вам так, если я в чем-то не права, то грош цена этому спектаклю, который не смог донести до меня смысл этого произведения и смысл подобной постановки. А ведь я - "ЗРИТЕЛЬ", обычный зритель и театры для таких как я. Не надо мудрить и мутить, особенно с классикой, и люди останутся довольны!
  • Имя: Елена E-mail: yasnova@inbox.ru
    Интересная форма спектакля, хорошо играют...но.. для того чтобы донести до зрителей мысль: "игрок всегда останется игроком" совсем не обязательно одной из героинь было раздеваться догола. Зрители пришли в смущение. Господа, ну, ведь уже не 90-е, когда зрителя привлекает клубничка, и спектакль-не комедия (это все понимают). Спектакль не стал бы хуже, если б этой сцены не было вовсе.А вот с ней, впечатление однозначно ухудшил. Отсюда, думаю, и оваций в конце было не так много, как могло бы быть.
  • Имя: Екатерина
    Очень понравился спектакль, захватывающий. В памяти надолго остается. А то что героиня раздевается - то я считаю - что это не пошлость, так как по сюжету это гармонично вписывается. Рекомендую)
  • Имя: Елена
    «И для меня не столько важна рулетка как игра – важнее, что мы все играем в жизни, и часто, когда нам кажется, что мы выиграли, мы, на самом деле, проиграли самое важное. Вот это мне интереснее всего. Тема обмана, ловушки. Потому что «Литургия ZERO» - это ведь восхваление нуля. Этот ноль, «зеро» может принести баснословный выигрыш. И для меня принципиально то, что вся эта история происходит с очень молодым человеком». Так было говОрено Валерием ФОКИНЫМ в 2012-ом году, ещё до выхода спектакля. Мои промежуточные итоги по результату прошествия времени, а именно - времени с 10 ноября 2012 года по 24 апреля 2013-го. Два просмотра с интервалом почти в полгода. "Литургия ZERO" не стала литургией ZERO. Увы, так и не стала. Наверное потому, что стать ею и не могла. Однако. Эффект спектакля в спектакле практически исчез. Бабулинька перестала вытарчиваться из. И не потому, что Эра Гарафовна стала работать хуже. Наоборот. Она стала немного тише и намного органичнее. Но зато мощнее и органичнее заработали практически все-все-все. И явился спектакль, потому что возник ансамбль. Единственное выпадение из ансамбля - Антон ШАГИН. Хоть застрелите меня, но он - не отсюда. Или? Или оно так и нужно? Пока у меня ответа на этот вопрос нет. Очень хороша была сейчас Александра БОЛЬШАКОВА. Очень. Валерий Владимирович её "прикрыл", то есть, она по-прежнему обнажается, но вся интимность скрывается белым шарфом. Разделась, но и не разделась. Аплодирую практически всем александринцам, особо – Марии ЛУГОВОЙ, потрясающая «французская» хитренькая «глупость», браво! Аплодирую Тихону ЖИЗНЕВСКОМУ, который работал прекрасно, аплодирую Сергею Ивановичу ПАРШИНУ, явившему карикатурный образ Генерала. Чему не аплодирую. Длиннотам монологов, особенно – монологов Алексея Ивановича, outchitel’я. Не аплодирую тому, что этому outchitel’ю не двадцать два года, как предполагалось, а двадцать пять. Теперь следующий момент. Спектакль нужно смотреть обязательно так, чтобы понять и прочувствовать всю работу сценографии и света. Чёрный задник, никакого цвета плетёнка кресел и - белый свет. Получается серая дымка. И когда фигуранты надевают серые хламиды, то они растворяются в этом всём. И мистер Астлей - в маренго. Он тоже растворяется в ней же. Так люди это или не совсем? Да, возникают вопросы, похожие на те, что были и есть в виду «Женитьбы», тем более что и сценография вся – некое подобие той сценографии, равно как и весь спектакль – некое подобие самоцитаты (цитат, кстати, в «Литургии» хватает, и не только само-). И всё равно моё мнение осталось прежним: литургии ZERO нет. Рулетка ничем более себя самой не стала. Нет того эффекта, который был с КАТКОМ в той же "Женитьбе". Вероятно, в заключение. Зато теперь есть то, что есть: бабулинька уходит не с репликой "жива не буду - отыграюсь!", а с репликой "простите старого человека..." Старого человека прощу, а "старого человека" не прощу всё равно. Потому что всё же считаю этот спектакль «облегчённым Фокиным», рассчитанным на заведомое понимание. И восприятие. Скорее – на восприятие. Мне практически не с чем жить этот спектакль дальше, ибо всё ясно. Всё просто-напросто продемонстрировано. Общество «Театрал» моё мнение, кажется, подтверждает. Всем спасибо. Искренне ваша.
  • Имя: эльвира шпак
    Надежда, почему "а зря!"? Красивое женское тело - это во-первых, а во-вторых - это работа у неё такая! может, вам, просто спектакль не понравился?
  • Имя: Надежда E-mail: nadezda521@rambler.ru
    не стыдно раздеваться перед полным залом? а зря!
  • Имя: Алёна E-mail: alenaguliy@yandex.ru
    Браво! Потрясающий спектакль! Игра актёров достойна самой высокой награды.Держат зрительный зал. Один из самых лучших спектаклей сезона. Возникло желание сходить еще раз.Особенно волнующе играл Антон Шагин. Спасибо.
  • Имя: Павел
    Увлекательно смотрится на контрасте с даже несколькими страницами самого романа, прочитанными до спектакля. В этом отношении в спектакле герои на порядок проще, а дух времени не соблюден (например, не могли стоять в то время люди так близко друг к другу), потому отсылки к современности не так пронзительны. Лично мои эмоции спектакль к концу захватил, много пищи ума, много режиссерских ходов для обсуждения. Понравилось, хотя и многое спорно. Советую.
  • Имя: Наталья E-mail: gal-natalya@yandex.ru
    Браво, Эра Гарафовна! А больше ничего я и не увидела...А жаль...
  • Имя: Елена
    Потрясающе талантливая постановка и игра актеров, на мой взгляд! Смотрела спектакль на одном дыхании! Антон Шагин и Эра Зиганшина просто потрясли меня своей эксперссией! Очень сильный спектакль!
  • Имя: Мих. Маткин E-mail: malexmish@rambler.ru
    Из увиденных мною постановок самого В.Фокина эта, пожалуй, мне понравилась более всего. Несмотря на затянутость и некоторую невнятность пролога, действие быстро обретает обычное, понятное зрителю течение. Что касается актерского состава, то зритель имеет редкую возможность увидеть искрометную игру Э. Зиганшиной. Генерал (С.Парин) – вполне себе генерал и придраться не к чему. Изумительна, обаятельна и вызывает восторг, особенно у мужской части зрителей, мадемуазель Бланш (М.Луговая). Роль Полины (А.Большакова) мутновата и истерично-невротична, как многие героини Ф.М.Достоевского, но навряд ли покойник видел свою героиню на сцене голой (хотя… на вкус и цвет…..). Антон Шагин (Алексей Иванович), что называется, «выкладывается на полную катушку», талантлив и, мне кажется, далеко пойдет. Роль сильно непростая и она у него получилась. Сценография и свет вполне «рулеточные» и передают атмосферу казино. Приятная (но мало), музыка А.Бакши. Зал был полон и хорошо принял постановку. Советую!
  • Имя: Елена E-mail: karen.dion@mail.ru
    Меня пригласили в Александринский театр. До последнего не знала на что иду.. Уже встретившись, оказалось, что мы идём смотреть "Литургию zero" по роману Достоевского "Игрок". Переложение для театра Александра Завьялова и Валерия Фокина. .. Уже зайдя в зрительский зал чувствовалась необычная атмосфера, которое создавало специальное освещение. Я глаз не могла оторвать от сцены. Ещё действия нет, но уже не возможно не восхититься: нет лишних деталей, чёрные стены,музыканты, в центре множество кресел, стоящих по кругу, на которые падает немного холодного света, плавно переходящего в темноту, как в пещере....Всё на одном дыхании. Уже ближе к завершению всего действа ловлю себя на мысли, что я как будто сама часть того спектакля. У каждого свои проблемы и переживания. А мы, зрители, всего лишь можем наблюдать и ни чем им помочь не можем... . До сих пор нахожусь под впечатлением. "Литургия zero" заставила меня задуматься о многом. А Алексей Иванович "(артист Антон Шагин) на столько был реальным.. и Полина (Александра Большакова).. всё на столько жизненно и смело(не представляю, как она смогла себя преодолеть, чтобы так играть!). Спасибо Вам!! Я не заметила этих 2 часов, казалось, прошло не более часа...
  • Имя: Лея E-mail: Ledy_Summer@mail.ru
    Отличный спектакль, меня очень порадовал! Понравилась актёрская игра и постановка в общем. Я считаю, что кандидатура Шагина на роль игрока оказалась очень удачной. Он играл ярко, живо, харизматично. Спасибо за спектакль!!
  • Имя: Екатерина E-mail: kat2@fremad.ru
    Вчера была на спектакле. Эра Зиганшина - просто класс! Рядом с ней - все остальные (кроме Паршина и Лушина, конечной) - бледный лепет. Особенно Шагин - чего-то напрягается! кривляется! все "по верхам"! никакой глубины. Печально, что такой "герой" пустой и вокруг него - тоже "пусто. Удачный ход - живой оркестр. По сценографии - немного однообразно, но в целом стильно. На спектакль советую идти РАДИ ИГРЫ ЭРЫ ЗИГАНШИНОЙ! Мало таких актрис! уж в Питере точно! С большим уважением к ее таланту и уровню мастерства. С уважением, Екатерина
    Страницы: 1 | 2


    Добавить отзыв
    Ваше имя (*):
    Ваш E-mail:

    Текст сообщения (*):

    Уважаемые зрители! Билеты на спектакли Александринского театра вы можете приобрести также в следующих фирмах:



  • Новости | О театре | Афиша | Фестиваль | Александринский фонд | Газета | Магазин | Купить билет