ОКНО В ЕВРОПУ
WEEKEND С ОПЕРНЫМ ФЕСТИВАЛЕМ В ЭКС-АН-ПРОВАНСЕ
С 18 по 20 января 2019 на Новой сцене в программе «Окно в Европу» — три видеопоказа спектаклей Оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе.
«Окно в Европу» — программа регулярных общедоступных трансляций и видеопоказов из ведущих концертных залов и музыкальных театров мира. В репертуаре Новой сцены с 2015 года. Афиша составлена совместно с Гёте-институтом, Французским институтом в России, Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге, Оперным фестивалем в Экс-ан-Провансе и Берлинской филармонией.
18 января / пт
К. Дебюсси (1862 – 1918)
ПЕЛЛЕАС И МЕЛИЗАНДА
Режиссер Кэти Митчелл, 2016
Дирижер Эса-Пекка Салонен
В главных партиях:
Пеллеас — Стефан Дегу
Мелизанда — Барбара Ханниган
Голо — Лоран Наури
Аркель — Франц-Йозеф Зелиг
Женевьева —Сильви Брюне-Группозо
Иньольд — Хлоя Брио
Хор Оперного театра Кейптауна
Хормейстер Марвин Кернелл
Оркестр «Филармония»
Продолжительность: 3 часа 30 минут с антрактом
«Кейти Митчелл любит называть своим кумиром Станиславского — и это не просто громкие слова. Мало кто в сегодняшнем театральном мире столь же истово и последовательно занимается поисками сценической правды — но одновременно и препарирует, переосмысляет саму природу театра: неслучайно шесть лет назад Митчелл стала лауреатом престижной премии "Новая театральная реальность".
Выходя на музыкальные подмостки, она отказывается от большинства своих излюбленных приемов вроде активного использования мультимедиа — в опере фирменный почерк Митчелл опознается разве что по характерному многомерному чувству театральной реальности.»
КоммерсантЪ
«…магическая и загадочная постановка Кэти Митчелл оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», где действие происходит в двухэтажном современном доме, части которого попеременно появляются перед зрителями с помощью механического занавеса, дробящего дом на маленькие замкнутые пространства. От символистов не только сюжет, но и фантастически выстроеный Джеймсом Фарнкомбом свет с преобладанием полумрака. Зыбкость и незаконченность мира — в раздвоении персонажа самой героини, которая будто видит всю эту историю во сне. Фантастически работает в главной партии, а вернее роли, канадское сопрано Барбара Ханниган. Певица в очередной раз доказывает, что для неё нет неудобных сцен и положений, её голос тёплый и проникновенный в любой ситуации, предлагаемой ей режиссёром: на вершине стремянки, на столе или в столкновении с её законным мужем, достаточно циничным Голо (бас-баритон Лоран Наури). Пару ей составляет, по версии Митчелл, маменькин сынок Пеллеас в исполнении французского баритона Стефана Дегу. Там, где большинство постановщиков оперы Дебюсси выбирают абстрактные декорации, Кэти Митчелл выдвигает на первый план гипперреализм и чётко прописывает бытовые детали, чтобы как можно ярче подчеркнуть метания неприкаянной души Мелизнады. Но не в столкновении с бытом, а в столкновении с вечными как мир, почти атавистическими чувствами ревности и мести». Независимая газета
19 января / сб
Р. Штраус (1864 – 1949)
ЭЛЕКТРА
Режиссер Патрис Шеро, 2013
Дирижер Эса-Пекка Салонен
В главных партиях:
Электра — Эвелин Херлитциус
Хризотемис — Адриана Печонка
Клитемнестра — Вальтрауд Майер
Орест — Михаил Петренко
Эгист — Том Рэндл
Хор Фонда Гюльбенкяна
Оркестр де Пари
Продолжительность: 1 час 45 минут без антракта
«Спектакль стал одним из центральных событий подходящего к концу западного оперного сезона — таким его сделала по меньшей мере сенсационная работа музыкального руководителя постановки Эсы-Пекки Салонена. Выдающийся финский дирижер решительно порывает с диктатурой "большого стиля", под эгидой которой были осуществлены все знаковые трактовки оперы от Димитриса Митропулоса и Карла Бема до Герберта фон Караяна и Джеймса Левайна,— и освещает музыкальную драму Рихарда Штрауса совершенно новым светом. Отдавая дань неписаному закону прочитывать эту партитуру как кульминацию вагнеровской традиции, Салонен скорее склонен вписывать ее в контекст открытий ХХ века, напоминая о том, что "Электра" — одногодка "Ожидания" Арнольда Шенберга и его же "Пяти оркестровых пьес". Вместе с тем, следуя завету Всеволода Мейерхольда, ставившего не "Ревизора", но "всего Гоголя" и призывавшего интерпретировать не отдельно взятое произведение, а мир художника в целом, Салонен заставляет расслышать в "Электре" и написанного через год неоклассицистского "Кавалера розы", и позднее "Каприччио".
Поверяя штраусовский колосс аналитическим структурным мышлением, финский маэстро распутывает колтуны густой позднеромантической полифонии — "Электра" под его руками звучит неожиданно прозрачно и местами даже акварельно: вибрато у струнников — в гомеопатических дозах, атаки у духовиков — такой степени аккуратности и точности, будто и не Штрауса играют, а Стравинского или Дебюсси. Качество выделки оркестровой игры, которого добился Салонен, требует от певцов тончайшей нюансировки — и в Эксе дирижеру удалось собрать впечатляющую команду единомышленников во главе с царственной Клитемнестрой — Вальтрауд Майер и эталонным Орестом — Михаилом Петренко». Коммерсантъ
20 января / вс
Г.Ф. Гендель (1685 – 1759)
АРИОДАНТ
Режиссер Ричард Джонс, 2014
Дирижер Андреа Маркон
Ариодант — Сара Коннолли
Джиневра — Патрисия Петибон
Далинда — Сандрин Пьо
Полинессо — Соня Прина
Лурканио — Дэвид Портильо
Король Шотландии — Лука Титтото
Одоардо — Кристофер Диффи
Хор «Английские голоса»
Фрайбургский барочный оркестр
Продолжительность: 4 часа c двумя антрактами
«Новая версия "Ариоданта" — один из редких примеров оперной постановки, в которой безупречное музыкальное воплощение соединилось с тонкой, точной в деталях, сдержанной и одновременно изобретательной режиссурой. Вроде бы не имеющий никакого отношения к реальности сюжет — влюбленная в герцога Ариоданта шотландская принцесса Гиневра оклеветана, ее возлюбленный обманут соперником-злодеем и скрывается в лесу, но в конце концов все хорошо и кончается свадьбой — представлен и сыгран столь точно, что зал часто замирает не только от меломанского восторга, но и от полноты драматического сопереживания героям истории VIII века.
Главное внимание публики было приковано, конечно, к квартету четырех женских голосов: наполнившую роль Гиневры шекспировской трагедийной мощью Патрисию Петибон выгодно оттеняла трепетная Далинда Сандрин Пьо, а в двух "брючных" партиях, злокозненного Полинесса и заглавного героя оперы, соревновались колоритное итальянское контральто Соня Прина и заслуженное британское меццо Сара Коннолли. Выступление в Экс-ан-Провансе в очередной раз заставило восхититься многогранностью ее таланта: в последние годы Коннолли особенно успешно выступала в операх двух Рихардов, Вагнера и Штрауса, бенефис же в "Ариоданте" напомнил поклонникам певицы о том, насколько близок природе ее голоса генделевский репертуар. В равной степени впечатляющая как вокально, так и актерски работа Коннолли оказалась чутко поддержана музыкальным руководителем постановки: работа Андреа Маркона вообще заслуживает отдельных похвал — мало у кого континуо в барочных операх звучало так разнообразно, пластично и ярко, мало кто в последние годы так тонко чувствовал музыкально насыщенное и психологически напряженное письмо позднего Генделя».
ВХОД СВОБОДНЫЙ. ПО РЕГИСТРАЦИИ.