Для режиссера Дмитрия Волкострелова и художника Ксении Перетрухиной, лидеров молодого российского театра, премьера «В прошлом году в Мариенбаде» — первый опыт сотрудничества с Новой сценой Александринского театра.
Обращение к одному из шедевров европейского киномодернизма 1960-х — попытка найти театральный эквивалент этому гипнотическому киноязыку.
Кинокритик Михаил Трофименков о фильме Алена Рене: «Это, возможно, самый невнятный и самый завораживающий фильм в истории мирового кино. Действие, если только можно назвать его действием, разворачивается в некоем безвоздушном пространстве замка, окруженного идеальным парком с загадочно многозначительными статуями. Возможно, это царство мертвых, чистилище. Во всяком случае, здесь нет деления на прошлое, настоящее и будущее, варианты судеб расходятся и переплетаются, как тропинки. Мучительные попытки вспомнить, что же было «в прошлом году в Мариенбаде», ни к чему не приводят.
…Существует невообразимое количество интерпретаций фильма, включая откровенно идиотские: кто-то предположил, что дело происходит в санатории, где с помощью ролевых игр психоаналитики пытаются вернуть к реальности больных. На самом деле никакая расшифровка этого удушливо красивого фильма, построенного на чередовании томительно долгих и коротких движений камеры по галереям, комнатам и аллеям, не требуется. «В прошлом году в Мариенбаде» — опыт чисто гипнотического кинематографа, формального эксперимента, имеющего тем не менее свою мораль: относительность человеческой памяти, человеческих отношений, любой индивидуальности, наконец».
Премьера — 25 апреля 2017 года
Программа вокруг премьеры спектакля «В прошлом году в Мариенбаде»
Пресса о спектакле
Если фильм Рене — ода 1920-м (в частности, «Ящику Пандоры» Георга Пабста), то спектакль Волкострелова — оммаж стилевым доминантам 1950–60-х. Это мода на скандинавский дизайн в интерьере и ориентация на простоту фасона, лаконизм цвета дамских вечерних нарядов. Выходит так, что режиссерское сознание ставит эксперимент над сознанием реципиента, путая карты времени с помощью стилизации. Рене вуалирует современность побегом в знаковую эпоху «бурных 20-х», когда рождались шедевры экспериментального кино, а Волкострелов апеллирует ко времени создания фильма. Главной шарадой спектакля становится поиск времени.
Ксения Зубарская. Время, которого нет
Петербургский театральный журнал. Блог 31.05.2017
1. Премьера «В прошлом году в Мариенбаде» // Культурная эволюция Телеканал «Санкт-Петербург» 18.05.2017
2. Режиссер Волкострелов использовал минимум декораций в постановке «В прошлом году в Мариенбаде» // Телеканал «Санкт-Петербург». 18.05.2017
3. На Новой сцене Александринского театра сотоялась премьера «В прошлом году в Мариенбаде» // Канал «Россия-Культура». 22.05.2017
4. Ксения Зубарская. Время, которого нет // Петербургский театральный журнал. Блог. 31.05.2017
5. Ольга Комок. Ожидание неизвестно чего // Деловой Петербург. №91. 02.06.2017
6. Тамара Ларина. Опыты по расщеплению сознания // REGNUM. 10.06.2017
7. Андрей Пронин. Дмитрий Волкострелов поставил "В прошлом году в Мариенбаде" // Ведомости. 23.06.2017
8. Марина Дмитревская. Мёртвые души в помятых штанах... Ах! // Петербургский театральный журнал. 2017. № 89. С.111.
9. Александра Дунаева. Стоп-кадр приходит в движение // Петербургский театральный журнал. 2017. № 89. С.107-111.