Ближайшие
«Воскресение» — первая премьера Никиты Кобелева в Александринском театре в статусе главного режиссёра. В 2022 году Кобелев дебютировал в Александринке спектаклем «Тварь» по пьесе Валерия Семеновского (на основе романа «Мелкий бес» Ф. К. Сологуба). Работа была отмечена премией «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Малая форма» (2022 г.), показана на Днях Александринского театра в Москве и Ереване, Армения.
Лев Толстой — из тех авторов, к творчеству которых Александринский театр неоднократно обращался на разных этапах своей истории.
В 1891 году здесь впервые на профессиональной сцене была поставлена пьеса «Плоды просвещения» (1890), к которой театр впоследствии возвращался (в том числе в 1907 году Евтихий Карпов поставил её к 55-летию литературной деятельности Л. Н. Толстого). В 1895 году сразу после снятия цензурного запрета была представлена пьеса «Власть тьмы» (1886). Выдающийся режиссёр и реформатор театра Всеволод Мейерхольд дважды ставил Толстого в Александринском: в 1911 — «Живой труп», в 1918 — драму «Пётр Хлебник».
В 2000-х Толстого в репертуар театра возвращает Валерий Фокин, сперва поставив «Живой труп» в 2006 году, а затем осуществив в 2015 году вторую редакцию спектакля с народным артистом России Петром Семаком в главной роли.
Последний роман Толстого «Воскресение» (работу над ним писатель с перерывами вёл с 1889 по 1899 год) будет впервые поставлен в Александринке, на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда. Сценическая адаптация, над которой Никита Кобелев работает вместе с драматургом Дмитрием Богославским, включает мотивы и отдельные сцены из других произведений классика, среди них — повести «Крейцерова соната» и «Отец Сергий», неоконченный рассказ «Записки сумасшедшего». Впрочем, и сам Толстой на начальном этапе работы над романом, думал о том, чтобы «соединить в нём все свои замыслы», в числе прочих упоминая и эти сочинения.
Подход Никиты Кобелева к классическим текстам отличает пристальное внимание к смыслам произведения, режиссёр ищет не иллюстративного, но содержательного соответствия мыслям и идеям автора. Для Кобелева всегда важно актуальное звучание текста, то, как он резонирует с залом здесь и сейчас. В романе Толстого, который воссоздаёт широкую панораму русской жизни конца XIX века, режиссёра прежде всего интересует частная история главного героя Дмитрия Нехлюдова:
«Для меня в романе было важно увидеть, “вскрыть” внутренний сюжет, не внешний. Мне интересно, как меняется главный герой, какой он путь проходит, пытаясь искупить то зло, которое причинил другому человеку, разобраться, а можно ли его вообще исправить? Нехлюдов старается облегчить участь девушки, которую когда-то обесчестил. Встречает её случайно на суде. Прозревает и понемногу меняется. Он попадает в жизнь, которая была ему непривычна, которую он не знал. Воскресение — если говорить просто, это восстание из тела. Человек из горизонтальной жизни, в которой он был в богатстве и пресыщенности, пробуждается и открывается для жизни иной, ищет смысл для себя, то ради чего жить. Он знакомится с другой Россией, которую не знал, не видел. Пытается разобраться, где он, с кем он, кто он. Понять, что правильно, что неправильно».
Премьера — 26 января 2024 года
Художественно-постановочная часть:
Технологи — Анна Коломейцева, Владимир Кутейников, Карина Федосеева
Монтировщики — Николай Гусев, Алексей Егоров, Александр Зивановский, Даниил Коваленко, Денис Коваленко, Леонид Смотрин, Юрий Чарин
Свет — Виталий Терехов, Алиса Устинова, Иван Халтурин
Мастерские — Аркадий Арефьев, Владимир Голубев, Михаил Николаев, Иван Кудинов, Михаил Константинов
Звук — Анна Литвин, Дмитрий Морозов, Илья Николаев, Артём Сидоров
Видео — Мария Варахалина, Александр Комаров
Реквизит — Татьяна Ивченко, Наталья Жуковская, Юрий Кантор, Кирилл Карпенко
Гримёры— Кира Надейкина, Светлана Прищепова, Дария Соколова, Светлана Холод
Костюмеры — Яна Альхова, Надежда Белова, Инга Губарик, Вера Фёдорова
Руководство художественно-постановочной части по Новой сцене — Егор Грачёв, Пётр Кузнецов
ПРОГРАММА К ПРЕМЬЕРЕ:
18 января 2024г. 19:00 Лев Толстой и театр. Лекция А.А. Чепурова в программе к премьере спектакля «Воскресение»
Пресса о спектакле
Путь, по которому Нехлюдов отправился, пытаясь поменять себя, поправить непоправимое, в итоге всё-таки приводит к «оттепели»: она начинается и в самой Кате, и в их отношениях. И «воскресение» это в конечном счете Катино. Это для неё открывается окно возможностей. Это она возвращается к своему лучшему «я» – совсем как девочка, забравшись с ногами на диван и прикрыв коленки, прощается и прощает. Ну, а «воскресение» Мити – под большим вопросом. Помилования он добился, да – одна из системных ошибок исправлена, пусть и рандомно, – но смертельно устал, внутренне «онемел» – и не знает, как найти в себе силы двигаться дальше… Просто лежит, уткнувшись лицом в диван, и слушает, как играет механическое пианино.
Татьяна Власова. Шаг к духовному перевороту
Все актеры, кроме основного дуэта — Анны Блиновой и Тихона Жизневского, — играют здесь по несколько ролей. Принципиально, что все это фигуранты дурного театра; с беспощадной страстью вскрыты, как язвы, реальные мотивы, стоящие за тупым своекорыстием и безразличием к судьбе ближнего — что в суде, что в светской жизни. Актеры — Игорь Волков, Елена Немзер, Ольга Белинская и другие — сознательно обходятся без полутонов для разных своих воплощений. Декорация, фронтально развернутая в зал, являет собой нечто вроде вагона в разрезе. Решение пространства компактно и в то же время дает ключ к динамическим и значимым переключениям места действия. Поворотный круг не просто представляет попеременно светские и арестантские сцены: это содержательные перевертыши, метаморфозы.
Надежда Таршис. Лев Толстой и наше какое есть
Художник Нана Абдрашитова придумала, как всегда, функциональную и концептуальную сценографию, которая словно бы подтверждает правильность решения героя. В центре сцены — вагон поезда в продольном разрезе. В первой сцене он выглядит как стена с кушетками, какие бывают расставлены в коридоре суда. Но в стенах этого «коридора» — прямоугольные окна со скругленными верхними углами и характерными для пассажирских вагонов шторами. Довольно быстро выясняется, что стоит вагону повернуться на поворотном круге на 180 градусов, и мы окажемся в женской тюрьме с серыми стенами, тусклыми лампами и нарами. Миры эти — параллельные, но разделяет их всего лишь раздвижная (как в купе) дверь, которая чем дальше, тем чаще будет открываться, напоминая, что реальность за решеткой для каждого может стать единственной, стоит рулетке судьбы неудачно повернуться.
Жанна Зарецкая. Новая жизнь никому не дается даром: Александринский театр выпустил «Воскресение» с Жизневским
1. Никита Кобелев поставил «Воскресение» в Александринском театре // Телеканал Культура. 26.01.2024
2. Премьера «Воскресения» на Новой сцене Александринки (с 4:28) // Первый канал. 26.01.2024
3. Жанна Зарецкая. Новая жизнь никому не дается даром: Александринский театр выпустил «Воскресение» с Жизневским // Фонтанка.ру. 29.01.2024
4. Наталья Яковлева. Жизнь следует наблюдать из окна вагона // Около. 01.02.2024
5. Наталья Витвицкая. «Воскресение»: человеческое в человеке // Ведомости. 02.02.2024
6. Премьера. Спектакль «Воскресение» в Александринском театре // Культурная эволюция. 03.02.2024
7. Евгений Хакназаров. Не имей ста рублей: «Воскресение» на Новой сцене Александринского театра // Газета Культура. 05.02.2024
8. Надежда Таршис. Лев Толстой и наше какое есть // ПТЖ. Блог. 05.02.2024
9. Татьяна Власова. Шаг к духовному перевороту // Театрал. 25.02.2024
10. Книга отзывов. Спектакль Никиты Кобелева «Воскресение» на Новой сцене Александринки // ТК Санкт-Петербург. 16.03.2024
11. Новости. Подробно. Театр // Smotrim.ru. 28.03.2024